Главная / Публикации / Супервизия на дистанции | Статьи

Статьи

Супервизия на дистанции

Меновщиков Виктор Юрьевич

29 Dec 2014 года

Представлен анализ различных форм использования компьютерных подходов в супервизии на дистанции: живая супервизия, электронная почта, комнаты для дискуссий, синхронная коммуникация, киберсупервизия с использованием видеоконференций. Обозначены новые теоретические вопросы, возникающие в связи с работой в киберпространстве.

В.Ю. Меновщиков, И.В. Постников

Представлен анализ различных форм использования компьютерных подходов в супервизии на дистанции: живая супервизия, электронная почта, комнаты для дискуссий, синхронная коммуникация, киберсупервизия с использованием видеоконференций. Обозначены новые теоретические вопросы, возникающие в связи с работой в киберпространстве. Обсуждаются преимущества и ограничения различных компьютерных приложений в Интернет-супервизии, описываемые зарубежными психологами, а также отдельные результаты авторских исследований и перспективы дальнейшего развития киберсупервизии.

Ключевые слова: Супервизия, компьютерные приложения, интернет, супервизия на дистанции, выгоды, проблемы, результаты исследований, перспективы.

Введение: Супервизия (определение, цели, классификации)

В переводе с английского супервизия (supervision) оз¬начает надзор, но в настоящем и лучшем смысле слова супервизия - это наблюде¬ние за чьей-то работой [4]. В настоящее время большинство консультативных психологических служб и в России и за рубежом приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами, профессионалами и добро-вольцами. Супервизия направлена как на личные ка¬чества консультанта, так и на развитие консультатив¬ных умений. Г. Хэмбли подчеркивает, что «главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом. Хороший супервизор - это человек, верящий в уни¬кальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит че¬ловеческие взаимоотношения» [4, с.48]. Соответственно, у супервизируемого должна быть возможность обращения к достаточному количеству супервизоров и возможность выбора «своего» супервизора.

Классификация видов супервизии дает представление о том, что супервизия может проходить в разных условиях и обстоятельствах. Так, А.Н. Моховиков различает следующие виды супервизии в телефонном консультировании: а) в зависимости от участия или неучастия абонента – очная и заочная; б) в зависимости от времени, прошедшего после консультативного случая – немедленная и отсроченная; в) в зависимости от количества супервизируемых – индивидуальная и групповая. Он также отмечает, что заочная супервизия является более частой; консультант излагает тревожащие его аспекты беседы без участия абонента. Кроме того, «к заочной форме супервизии относятся случаи обращения к супервизору по телефону» [2, с.84]. К ним в последние десятилетия присоединились и обращения к супервизору через Интернет.

Немедленная супервизия проводится сразу после завершения дежурства консультанта или, реже, после окончания беседы с абонентом (клиентом), например, в случаях суицидальной интервенции или обращения жертвы насилия и т.п. Исходя из того, что консультанту в любой момент времени может понадобиться немедленная супервизия, одна из самых известных в мире телефонных служб «Befrienders International» отмечает, что «супервизор должен находиться в центре или быть доступным по другому телефонному номеру» [2, с.472].

По нашему мнению, в России, доступности и регулярному взаимодействию супервизируемых и супервизоров мешает с одной стороны недостаточная сформированность института супервизии, а с другой, недостаток профессиональных супервизоров, занятость самих супервизируемых и супервизоров, нередко вынужденных совмещать разноплановую работу или учебу. Мы считаем что, сделать супервизора действительно доступным и расширить возможности применения различных форм супервизии могут современные информационные технологии.

Виды супервизии на дистанции

С увеличивающейся популярностью Интернета, использование компьютерных подходов онлайн становится все более популярным. Консультативная профессия начинает понимать эффективность этого подхода в облегчении поставки консультативных и супервизорских услуг. В 1970-ых и 1980-ых годах на западе, преподаватели, обучающие консультантов, начали проявлять интерес к компьютеризированным учебным Приложениям [5, 6]. Позже, компьютеры стали использоваться для того, чтобы помочь в поставке консультативной супервизии. На сегодня, за рубежом, компьютер уже стал еще одним супервизорским инструментом, который может использоваться, чтобы создать более многомерный подход к сессиям супервизии. И это с одной стороны вопрос технологии, а с другой самого содержания супервизорских сессий и теоретических подходов, в них используемых.

Вмешательства (интервенции) в компьютерной супервизии значительно продвинулись по сравнению с их ранними использованиями. Сегодня, эти компьютерные вмешательства включают: a) живую супервизию, ассистируемую компьютером; б) электронную почту; в) комнаты для дискуссий (чат) и коммуникацию в реальном времени через различные мессенджеры (ICQ и т.п.); а также г) видеоконференции (иногда именуемые киберсупервизией). Эти вмешательства коротко описаны ниже.

Живая супервизия, ассистируемая компьютером, является редко используемым, но потенциально мощным инструментом в супервизорском процессе. Живая супервизия отличается от живого наблюдения в течении супервизии, немедленной обратной связью [6, 17]. Консультанты могут получить обратную связь так, чтобы иметь непосредственную поддержку во время сессии. Супервизоры размещаются в другой комнате и прослушивают сессию консультирования. Когда они хотят вставить замечание, они могут просто напечатать его на клавиатуре. Супервизируемые могут увидеть обратную связь на экране своего компьютера, в потоке сессии и использовать ее соответственно.

В то время как компьютеры могут быть очень полезными в обеспечении живых, супервизий, они могут также быть полезными, когда наблюдатель (супервизор) и супервизируемый не находятся в одном и том же месте. Существуют Компьютерные Приложения, которые предлагают супервизию на расстоянии.

Электронная почта (E-mail) и доступ к Интернету становится общепринятым в нашем обществе. Введение электронной почты облегчило процесс супервизии, поскольку создало регулярный контакт между супервизорами, педагогами консультанта и супервизируемыми [7]. Люди, вовлеченные в супервизию, могут общаться регулярно без ограничения физической близости. Это создает непрерывный супервизорский опыт для супервизируемого. Удаленные супервизоры и университетские преподаватели могут действовать как супервизорская команда и совместно помогать супервизируемому развивать навыки и компетентности.

Использование электронной почты не ограничено академическими параметрами. Консультанты «в поле» могут также получить доступ к этой технологии и искать супервизию там, где они, возможно, более в ней нуждаются. Обращаться к любым супервизорам, находящимся не только по месту проживания консультанта, но и в других городах, крупных академических центрах и т.п. Использование электронной почты консультантами имеет те же самые преимущества, что и обучение на дистанции [14]. Установленная сеть может соединить людей и группы для совместной работы.

Консультанты могут соединиться с коллегами или супервизорами, чтобы обсудить специфические профессиональные ситуации, требующие супервизии. Список имен консультантов и адреса их электронной почты могут быть разосланы тем, кто хотел бы участвовать в таком групповом взаимодействии. Когда это необходимо или в регулярно запланированных интервалах, люди могут отправлять сообщения электронной почты и получать обратную связь и предложения от других участников супервизорской группы. Консультанты могут задавать любые вопросы или обсуждать проблемы, которые возникли у них в связи с консультативным случаем. Этот подход подобен тому, как отношения супервизии происходят лицом к лицу. Использование электронной почты, хотя и создает недостаток в невербальной коммуникации, может быть крайне полезным для людей, которые имеют трудности, во взаимно согласованном времени и местоположении [19].

Комнаты для дискуссий (чат) и коммуникации в реальном времени позволяют консультантам отправлять комментарии и задавать вопросы другим участникам группы и получать обратную связь или предложения тут же, без длительного ожидания. Это более усовершенствованный вариант по сравнению с электронной почтой, коммуникация между участниками группы происходит в реальном времени, синхронно.

Супервизоры могут внести в список всех членов группы и их выбранные на экране компьютера имена («ники»). Все консультанты, которые хотят участвовать в супервизии, могут «встретиться» в определенной виртуальной комнате для дискуссий. Технология ограничивает доступ только теми, кто является частью группы супервизии. Обсуждения в реальном времени также может иметь место между отдельным супервизором и супервизируемым. Кроме того, супервизируемые в состоянии общаться друг с другом.

Члены супервизорской группы могут общаться с людьми находящимися в любой точке мегаполиса и даже земного шара без затрат времени на переезды и расходов на дальние телекоммуникации.

Киберсупервизия (супервизия с использованием видеоконференций) предоставляет супервизорам наибольшую гибкость в работе с их супервизируемыми [19]. С надлежащим оборудованием (веб-камера, микрофон), супервизор может взаимодействовать с супервизируемым в самых различных местоположениях с оперативными видео и звуковыми возможностями. Важно, что супервизируемые также в состоянии общаться друг с другом.

Видеоконференции используют закрытую систему коммуникации от пункта-к-пункту и происходят в режиме реального времени [16]. Использование видео конференц-связи возможно как для супервизии группы, так и для индивидуальной супервизии. Люди в состоянии общаться, не будучи в непосредственной близости друг с другом, и могут использовать письмо, голос, и сообщения с помощью визуальных образов. Видеоконференции добавляют многомерный формат к супервизии [9]. Супервизоры могут давать мгновенную обратную связь. Супервизируемый, столкнувшийся с трудными случаями, может изложить вопросы супервизору, который имеет доступ к видеосвязи и может обеспечить соответствующий подход к супервизии.

Аудиовизуальный формат также дает возможность лучше понять смысл проблем консультантов. Супервизоры в состоянии контролировать устное и невербальное поведение и получать более ясное понимание навыков и способностей их супервизируемых [19].

В то же время, следует заметить, что оценка и применимость разных способов супервизии зависит от предпочтений супервизора и супервизируемого, и, по нашему мнению, нельзя сказать, что электронная почта самый примитивный и мало эффективный способ супервизии, а видеоконференции самый продвинутый и соответственно лучший. Напротив, мы заметили что, супервизируемые (как и клиенты), зачастую выбирают не видео, а текстовый формат и это нуждается в дополнительном изучении.

Теоретические подходы и общенаучные вопросы

Наши зарубежные коллеги практически не обсуждают теоретические подходы к использованию супервизии на дистанции. Можно предположить, что это связано с тем, что супервизия, ассистируемая компьютером и перенесенная в киберпространство, прежде всего, опирается на классические теории консультирования и психотерапии: психоаналитическую, бихевиоральную, экзистенциально-гуманистическую и т.д. В последние десятилетия активно развиваются, так называемые транстеоретические, мультимодальные, интегративные подходы. И это естественно! Было бы очень странно, если бы супервизия на дистанции использовала абсолютно иные методы и подходы, нежели супервизия лицом к лицу. Супервизор и супервизируемый прежде всего опираются на те теоретические представления, которые составляют основу их теоретической подготовки и практического опыта в «реале». Однако, нахождение в киберпространстве вносит новые вопросы: Как влияет технология, киберсреда, виртуальная реальность на построение отношений в паре «супервизор-супервизируемый»? Как меняется совместная деятельность консультанта и супервизора? Групповые процессы? Какие методы и приемы или их сочетание наиболее приемлемы? Чем отличается супервизия «лицом к лицу» и супервизия в киберпространстве? Какова их сравнительная эффективность?

Экспериментальные исследования

Несмотря на кажущуюся новизну и даже «фантастичность» некоторых современных информационных технологий, мы уже начали экспериментальное применение интернет приложений в супервизии телефонных консультантов Московской службы психологической помощи населению и в работе Федерации психологов-консультантов Онлайн. Естественно, при этом, не отменяя и не заменяя ими прежний режим очных индивидуальных и групповых супервизий.

Целью нашего исследования стала экспериментальная проверка супервизии с использованием чата, Интернет-телефонии и видеоконференций, в сравнении с супервизией, проводимой «лицом к лицу». Исследовались как установки супервизируемого, так и оценка им различных способов супервизии.

Были выдвинуты следующие Гипотезы: 1) супервизия на дистанции не менее эффективна, чем очная супервизия; 2) способ супервизии не является определяющим в оценке супервизируемым процесса супервизии и супервизорского стиля.

В эксперименте принял участие один супервизируемый и восемь супервизоров. Супервизируемый до проведения эксперимента не имел опыта супервизии через Интернет. С супервизируемым было проведено по три супервизии с использованием одного и того же Интернет-канала, а также очная супервизия.

Для оценки каждого способа супервизии и супервизоров использовался семантический дифференциал. Оценивались понятия: 1) Идеальная супервизия; 2) Супервизия через чат, как ее представлял супервизируемый до проведения супервизии; 3) Она же после проведения супервизии; 4) Супервизия через интернет-телефонию, как ее представлял супервизируемый до проведения супервизии; 5) Она же после проведения супервизии; 6) Супервизия с использованием веб-камеры, как ее представлял супервизируемый до проведения супервизии; 7) Она же после проведения супервизии.

Гипотеза о том, что способ супервизии не является определяющим в ее оценке супервизируемым и вероятной эффективности, подтвердилась. В частности, оценка супервизируемым супервизии посредством Интернет-телефонии оказалась выше, чем оценка четырех из пяти случаев очной супервизии. По-видимому, большее значение, чем способ контакта имеет профессионализм супервизора, его стиль, личностные качества и т.п., а также совпадение этих характеристик с ожиданиями супервизируемого. Соответственно, можно говорить и о том, что супервизия через Интернет может быть не только равной по степени применимости и эффективности, но и, в отдельных случаях превышать эффективность очной супервизии [1]. В то же время, следует заметить, что наши данные следует рассматривать как предварительные, а исследование различных способов дистантной супервизии должно быть продолжено.

Дополнительно нами также рассматривались впечатления супервизируемого от различных способов супервизии на дистанции. Приведем небольшой отрывок из нашей предыдущей статьи, посвященной описанию этих впечатлений:

«Аудио - и видеосупервизии. Не очень хорошая слышимость, приходится повторять по нескольку раз, что вызывает раздражение. С точки зрения технической наиболее совершенен обмен мгновенными сообщениями. По всем другим каналам приходится делать скидки на несовершенство: необходимо некоторое напряжение внимания для того, чтобы услышать и не пропустить, довольствоваться тем изображением, которое есть. Затем такой процесс становится привычным, и я уже не обращаю на него внимания. Но некоторый период адаптации необходим.

Видео. Какое поле обзора выбрать? Почему супервизор показывает только лицо? Я хотел бы видеть больше, я же сижу полностью открытый. На мониторе два изображения: супервизора и мое. Это можно использовать в работе.

Видеоряд: не очень хорошая картинка, дергание при смене кадров. Ладно, картинка, изображение - это не самое главное.

Осознание своего тела и своих движений, жестикуляций. Кто и где держит руки, куда смотрит. Ага, камера и монитор размещены так, что я глаз не вижу, поэтому мы не смотрим в глаза друг другу, у нас нет такой возможности, жаль. Хорошо бы подвигаться, походить, но я забочусь об изображении, чтобы оно не пропало.

Если сравнивать проведенные работы, то можно сказать, что наиболее комфортно я чувствовал себя на первой супервизии (синхронном обмене текстовыми сообщениями), а также она лучше всего поддается анализу, больше других запомнилась супервизия посредством аудиоканала, наиболее энергозатратная, напряженная для меня, была видеосупервизия» [3, с.79].

Таким образом, характер супервизии оказался связан с характеристиками технического канала, его качеством, наиболее комфортно, без сбоев работал синхронный обмен письменными сообщениями. В целом же, эффективность проведенных супервизий (содержательная сторона) мало зависела от используемых технических средств. Их роль в данных супервизиях второстепенна. Они влияют на ход супервизий, но все же на первом плане остается содержательная сторона взаимодействия. Технические средства накладывают некоторые ограничения на работу, их нужно учитывать, но также их можно вариативно применять с пользой для дела [3].

Технические проблемы и этические вопросы

Поскольку технология супервизии на дистанции относительно нова, она, возможно, пока не понятна и не доступна для многих супервизоров. Есть определенные проблемы, которые супервизоры должны предварительно рассмотреть, включая пригодность технологических ресурсов, требования к обучению, и инсталяционные параметры [9]. Чтобы использовать подход киберсупервизии, необходимы определенные, хорошо работающие аппаратные средства. Супервизоры должны иметь доступную технологическую поддержку. Супервизируемый также должен обучиться тому, как использовать эту технологию [10].

Многие участники супервизорского процесса не знакомы с технологией и должны сначала обучиться, как использовать соответствующее программное обеспечение (прежде всего, СКАЙП), а, возможно, и преодолеть некое предвзятое отношение к использованию интернет-технологий, адаптироваться к использованию виртуальной реальности, киберпространства. Следует учитывать, что такой супервизорский процесс восприимчив к отказу технологии. Супервизоры, возможно, должны продумать резервные планы связи с супервизируемым, если технология не будет доступна [19]. Например, мы в своей практике договариваемся с супервизируемыми об использовании телефонного контакта или посылке СМС при возникновении непредвиденного сбоя в Интернет соединении.

Следует также заметить, что этические стандарты должны быть рассмотрены перед использованием любого из обозначенных нами подходов. Например, Национальное Правление Сертифицированных Консультантов (NBCC) и Американская Ассоциация Консультирования (ACA) предложили этические руководящие принципы для консультирования на основе интернет. Grohol (1997) и Welfel (1998) [цит. по 19] предостерегают консультантов о том, что необходимо учесть потенциальные этические проблемы, связанные с использованием технологии в практике консультирования и супервизии. Проблемы, которые могут возникнуть, включают конфиденциальность, согласие на основе полной информации, и проблемы контакта при чрезвычайных ситуациях. Супервизоры должны быть знакомыми с этическими руководящими принципами и сообщить их супервизируемому.

Вместо заключения: Преимущества супервизии на дистанции и перспективы развития

Все методы, описанные к настоящему времени, добавляют новое измерение к процессу супервизии. Они - прямой результат труда профессионалов, пробующих включить новые технологические преимущества в их профессию. Компьютерные варианты супервизии имеют много выгод для супервизора и супервизируемого [8]. Супервизоры имеют возможность «встречаться» с их супервизируемыми практически в любое время. Они не связаны логистикой переездов от пункта к пункту, и напряженного расписания. Компьютерные подходы также позволяют консультантам общаться друг с другом и получать супервизию от коллег, они оперативны, позволяют сохранить записи сессий и т.п.

Таким образом, компьютеры становятся неотъемлемой частью всех типов обучения и супервизии консультантов. Они могут потенциально использоваться как важное дополнение к супервизорскому и учебному процессу [15]. В то время как выгоды компьютерных приложений очевидны, полный потенциал этой технологии еще должен быть исследован и раскрыт. Технология начинает играть более существенную роль в консультативной профессии, реконструируя процесс супервизии. Поскольку технологические новшества становятся более обычными, супервизоры скоро обнаружат, что творческое использование современных информационных технологий улучшает качество супервизии психологов-консультантов и психотерапевтов [8]. Супервизия на дистанции может сделать контакт супервизора и супервизируемых практически непрерывным, сессии очной супервизии могут дополняться или предваряться пересылкой транскриптов сессий, аудиофайлов, встречами группы на закрытом форуме и т.п. Супервизоры должны знать о многих вариантах, предоставляемых им компьютерной технологией.

При этом зарубежные коллеги также отмечают, что компьютерные подходы не должны использоваться только из-за их привлекательности, моды на них и доступности. Они должны добавлять нечто существенное к опыту супервизии для супервизируемого, для того чтобы быть действительно эффективными [19]. И тогда, за ними будущее!

ЛИТЕРАТУРА

1. Меновщиков В.Ю., Постников И.В. Способы супервизии через Интернет: сравнительная оценка супервизируемым // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 2. С. 39-44.

2. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001.

3. Постников И.В. Супервизия на дистанции (впечатления супервизируемого) // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 1. С. 77-80.

4. Хэмбли Г. Телефонная помощь. – Одесса, 1992.

5. Bellman R., Friend M. B., Kurland L. Simulation of the initial psychiatric interview // Behavioral Science. 1966. № 11. Р.389-399.

6. Bernar J. M. Inservice training for clinical supervisors // Professional Psychology. 1981. № 12. Р.740-748.

7. Casey J. A., Bloom J. W., Moan E. R. Use of technology in counselor supervision (Report No. EDO-CG-94-25). Greensboro, 1994. NC: ERIC Clearinghouse on Counseling and Student Services.

8. Coursol D. H., Lewis J. Cybersupervision: Close encounters in the new millennium. Cybercounseling [On-line], 2000. Р.1-12. http://cybercounseling.uncg.edu/manuscripts/cybersupervision.htm

9. Coursol D. H., Woitte S. Cybersupervision: Strategies for improving the internship experience. Paper presented at the Annual Meeting of the North Central Association of Counselor Educators and Supervisors, Kansas City, MO, 1998.

10. Fetterman D. M. Videoconferencing on-line: Enhancing communication over the Internet // Educational Researcher.1996. № 25. Р. 23-27.

11. Garf N. M., Stebnicki M. A. Using e-mail for clinical supervision in practicum: A qualitative analysis // Journal of Rehabilitation. 2002. № 63. Р. 41-49.

12. Kanz J. E. Clinical-supervision.com: Issues in the provision of online supervision // Professional Psychology: Research and Practice. 2001. № 32. Р. 414-420.

13. Lee J. L., Pulvino C. J. Computer competency: A means for learning to be a better counselor. // Counselor Education and Supervision. 1988. № 28. Р. 110-115.

14. Myrick R. D., Sabella R. A. Cyberspace: New place for counselor supervision // Elementary School Guidance & Counseling. 1995. № 30. Р. 35-44.

15. Neukrug E. S. Computer-assisted live supervision in counselor skills training // Counselor Education and Supervision. 1991. № 31. Р. 132-138.

16. Roblyer M.D. Videoconferencing // Learning and Leading with Technology. 1997. № 24. Р. 58-61.

17. Scherl C.R., Haley J. Computer monitor supervision: A clinical note // The American Journal of Family Therapy. 2000. № 28. Р. 275-282.

18. Stebnicki M.A., Glover N.M. E-supervision as a complementary approach to traditional face-to-face clinical supervision in rehabilitation counseling: Problems and solutions. // Rehabilitation Education. 2001. № 15. Р. 283-293.

19. Watson J.C. Computer-based Supervision: Implementing computer technology into the delivery of counseling supervision // Journal of Technology and Counseling. 2003. № 3. http://jtc.colstate.edu/vol3_1/Watson/Watson.htm.

SUPERVISION ON THE DISTANCE

V.Yu. Menovshikov, I.V.Postnikov

The analysis of various forms of use of computer approaches in supervision on a distance is presented: alive supervision, e-mail, rooms for discussions, the synchronous communications, cybersupervision with use of videoconferences. The new theoretical questions arising in connection with work in a cyberspace are designated. Advantages and restrictions of various computer appendices in the Internet- supervision, described by foreign psychologists, and also separate results of author's researches and prospects of the further development cybersupervision are discussed.

Keywords: Supervision, computer approaches, the Internet, supervision on a distance, benefits, problems, results of researches, prospects.

Menovshchikov V.J., Postnikov I.V. Sposoby supervisii cherez Internet: sravnitel’naya ocenka superviziruemym // Psychologicheskoe konsul’tirovanie Online. 2010. №2. S. 39-44. Mokchovikov A.N. Telefonnoe konsul’tirovanie. М.: Smysl, 2001. Postnikov I.V. Supervisiya na distancii (vpechatleniya superviziruemogo ) // Psychologicheskoe konsul’tirovanie Online. 2010. №1. S. 77-80. Hambly G. Telefonnaya Pomosh’. Odessa, 1992. Bellman R., Friend M. B., Kurland L. Simulation of the initial psychiatric interview // Behavioral Science. 1966. № 11. Р.389-399. Bernar J. M. Inservice training for clinical supervisors // Professional Psychology. 1981. № 12. Р.740-748. Casey J. A., Bloom J. W., Moan E. R. Use of technology in counselor supervision (Report No. EDO-CG-94-25). Greensboro, 1994. NC: ERIC Clearinghouse on Counseling and Student Services. Coursol D. H., Lewis J. Cybersupervision: Close encounters in the new millennium. Cybercounseling [On-line], 2000. Р.1-12. http://cybercounseling.uncg.edu/manuscripts/cybersupervision.htm Coursol D. H., Woitte S. Cybersupervision: Strategies for improving the internship experience. Paper presented at the Annual Meeting of the North Central Association of Counselor Educators and Supervisors, Kansas City, MO, 1998. Fetterman D. M. Videoconferencing on-line: Enhancing communication over the Internet // Educational Researcher.1996. № 25. Р. 23-27. Garf N. M., Stebnicki M. A. Using e-mail for clinical supervision in practicum: A qualitative analysis // Journal of Rehabilitation. 2002. № 63. Р. 41-49. Kanz J. E. Clinical-supervision.com: Issues in the provision of online supervision // Professional Psychology: Research and Practice. 2001. № 32. Р. 414-420. Lee J. L., Pulvino C. J. Computer competency: A means for learning to be a better counselor. // Counselor Education and Supervision. 1988. № 28. Р. 110-115. Myrick R. D., Sabella R. A. Cyberspace: New place for counselor supervision // Elementary School Guidance & Counseling. 1995. № 30. Р. 35-44. Neukrug E. S. Computer-assisted live supervision in counselor skills training // Counselor Education and Supervision. 1991. № 31. Р. 132-138. Roblyer M.D. Videoconferencing // Learning and Leading with Technology. 1997. № 24. Р. 58-61. Scherl C.R., Haley J. Computer monitor supervision: A clinical note // The American Journal of Family Therapy. 2000. № 28. Р. 275-282. Stebnicki M.A., Glover N.M. E-supervision as a complementary approach to traditional face-to-face clinical supervision in rehabilitation counseling: Problems and solutions. // Rehabilitation Education. 2001. № 15. Р. 283-293. Watson J.C. Computer-based Supervision: Implementing computer technology into the delivery of counseling supervision // Journal of Technology and Counseling. 2003. № 3. http://jtc.colstate.edu/vol3_1/Watson/Watson.htm.

 
Автор статьи: Меновщиков Виктор Юрьевич