Главная / Публикации / Психология успеха или Коучинг | Статьи

Статьи

Психология успеха или Коучинг

Воробьев Андрей Викторович

18 May 2015 года

Термин «коуч» происходит от английского «coach», что означает тренер, наставник, инструктор. Такому звучанию мы обязаны УильямуГолви, гарвардскому преподавателю и тренеру по теннису, который считается основоположником коучинга. Он характеризует коучинг следующим образом.

Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности... это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек имеет в себе весь необходимый потенциал для того, чтобы успешно развиваться. В этом его можно сравнить с жёлудем, который способен вырасти и стать могучим дубом.

Роль коуча заключается в том, чтобы в сложных ситуациях помочь человеку решить актуальные задачи более эффективно. При этом могут использоваться различные техники и модели, но центральным является метод постановки так называемых продвигающих вопросов, позволяющих человеку самостоятельно прийти к искомому решению.

Об истории возникновения коучинга

Когда мы говорим о УильямеГолви как основателе коучинга, то имеем в виду современную методологию, которая своими корнями уходит в глубокую древность. Основные же идеи, развитые мэтром коучинга, были сформулированы ещё более двух тысяч лет тому назад самим Сократом.

Сократ создал метод, позволяющий извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно заданных наводящих вопросов. Название сократовского метода – Майевтика (в буквальном переводе: повивальное искусство, родовспоможение) – подчёркивает аналогию между ролью повитухи, помогающей женщине родить ребёнка и древнегреческим «коучем», помогающим человеку родить новое знание.

В ходе беседы Сократ искусно задавал такие вопросы и в такой последовательности, что отвечающий на них собеседник приходил к утверждению истины, к рождению чего-то нового и важного для себя. Слушая сократовский диалог, на первый взгляд может показаться, что собеседник намеренно подводится к чему-то заранее известному. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что основная идея методологии Сократа заключается не в навязывании своего понимания истины, а в оказании помощи собеседнику самостоятельно «родить» СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ИСТИНУ. Отсюда и ассоциация с процессом родов: ребёнок рождается свой, а не чужой – «каждый производит с его (Сократа) помощью лишь то, чем сам был чреват» (диалог Платона «Теэтет»).

Таким образом, мы видим, что у этого суперсовременного, «модного», «западного» направления психологической помощи очень глубокие исторические корни.

Кому может быть полезен коучинг? 

Всем, кто хочет развиваться или развивать своё дело более интенсивно, чем это происходит при естественном течении событий. Обычно это ситуации, когда в основном и целом всё хорошо, но хотелось бы лучшего. Иногда достаточно разобраться, каким именно должно быть это «лучшее», иногда – найти ресурсы или пути для его достижения. Бывают жизненные ситуации, которые выглядят запутанными, как гордиев узел, и тогда важно увидеть их в новом, неожиданном ракурсе, при котором всё становится ясным и понятным, включая пути их решения.

В любом случае с помощью коуча человек проясняет свою ситуацию, находит дополнительные ресурсы для движения к поставленной цели и разрабатывает маршрут для её оптимального достижения. Часто к коучингу прибегают для развития успешности профессиональной деятельности и для гармоничного формирования партнерских отношений.

Далее следует краткий рассказ о простых по своей сути технологиях, заслуженно признанных во всём мире эффективными помощниками в деле успешного достижения целей.

Постановка цели

Успех предполагает способность достигать желаемых целей. Для этого нужно, во-первых, правильно поставить цель, и, во-вторых, суметь до неё дойти. В принципе, достичь можно любой теоретически доступной цели, вопрос только в ресурсах. Но с точки зрения успешности нас будут интересовать те способы достижения цели, которые можно реализовать легко и с удовольствием, насколько это только возможно. Да, потребуются определённые ресурсы: силы, время, скорее всего, и упорство. Но Вам этого будет не жаль, потому что правильно выбранная цель будет того стоить. Да и сам процесс её достижения будет выглядеть как интересная игра.

Чтобы достичь цели, необходимо точно понимать, что именно Вы хотите. Вначале это может быть Ваше желание вообще, например, изменить работу организации таким образом, чтобы она (Ваша любимая организация) стала более передовой, более респектабельной, более прибыльной, наконец. Это хорошо на уровне мечты. А чтобы мечта сбылась, её надо конкретизировать. Можно, конечно, и без этого, но, в том случае, если Вас не интересует результат. А если результат интересует, то будем конкретизировать, например, с помощью популярной модели SMART.

Модель SMART

Несмотря на то, что слово переводится с английского как «умный»,SMART– этоаббревиатура, означающая определённую технологию постановки целей. Обозначает она следующее:

Specific 

Конкретность

Measurable 

Измеримость

Achievable 

Достижимость

Relevant 

Реальность

Timebound 

Определенность во времени

Рассмотрим составляющие более подробно.

Конкретность. Цель формулируется таким образом, чтобы она была максимально конкретной и ясной. Если предполагается её достижения группой или организацией, то это правило распространяется на всех членов команды.

Есть ещё один важный момент, выходящий за рамки рассматриваемой модели, но весьма существенный. Формулировка цели должна быть позитивной. Это означает, что она направлена на созидание, а не на разрушение, на движение к чему-то, а не от чего-то. Например, не «прекратить это безобразие с постоянными опозданиями на работу», а «соблюдать режим работы».

Позитивность может распространяться и на эмоциональную заряженность формулировки цели. Если цель звучит мотивирующе, то и идти к ней приятно. По этому принципу работают слоганы рекламных компаний, только они зовут Вас к чужим целям, которые не всегда совпадают с Вашими.

Измеримость. Цель ставится таким образом, чтобы была возможность померить, насколько близко Вы от неё находитесь. В системном анализе есть такое «неофициальное правило»: система, не способная понять своё местонахождение относительно цели, нежизнеспособна. Комментарии, как говорится, излишни.

Для того, чтобы была возможность померить «расстояние» до цели, выбирается определённый критерий. Как правило, критерий один, реже – несколько, в этом случае необходимо заранее предусмотреть, каким образом из нескольких частных критериев получить основной.

Хорошо, если есть возможность мерить (например, доходность Вашего проекта). Часто это может оказаться недоступным (например, улучшения эмоционального состояния). В этом случае рекомендуется воспользоваться условной шкалой от 1 до 10. Единице соответствует минимальная выраженность параметра, десяти – максимальная (для Вас лично).

Например, если после неприятностей, свалившихся на Вас в течение рабочей недели, Вы поставили себе цель на субботу поднять настроение, а именно – порадоваться, то далеко не всегда сможете определить, получилось это или нет. Если быть более точным, то обычно бывает так, что если человек умеет радоваться, то он это и так сделает легко. А если суметь доставить себе радость рассматривается как задача, то и порадоваться будет не просто, а ещё сложнее понять – хорошо удалось отдохнуть за день, или нет. Использование шкалы, как правило, такую ситуацию исправляет. Оценивает человек своё текущее эмоциональное состояние на данный момент (например, на двоечку) и решает, что порадоваться нужно так, чтобы оно поднялось до семёрки. Десять, конечно, лучше, но объективность тоже нужна, а перфекционизм здесь излишен. Получится больше – хорошо, нет – и семи баллов достаточно. Приём простой, но очень действенный.

Достижимость. Цель может быть достигнута только тогда, когда её вообще можно достигнуть. Если человек ставит перед собой задачу побеждать всегда и во всём, то он обречён на провал, ибо это в принципе не возможно. Важно учитывать реальную ситуацию, особенно в отношении имеющихся и потенциальных ресурсов. Если руководитель небольшой компании по разработке программных продуктов ориентируется на создание новой операционной системой как конкурента Windows, то как мы оценим его шансы на успех? Теоретически (точнее – технически, не затрагивая экономический аспект) это возможно, но шансы примерно такие же, как у обычного парнишки (или девчушки) из российской глубинки стать президентом. 

Реальность. Цель должна быть увязана в конкретный контекст имеющейся ситуации и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Если все сотрудники организации день и ночь в авральном режиме работают над срочным завершением проекта, то вряд ли имеет смысл проводить совещание по постановке задач на новый проект.

Кроме того, важно оценить, насколько достижение цели зависит лично от Вас. Возможны ситуации, когда внешние силы могут оказать столь сильное воздействие, что всех Ваших усилий будет не достаточно. Другими словами – нужно понять, насколько подвластен Вам процесс достижения цели. Если нет, то цель переформулируется таким образом, чтобы осталась только подконтрольная Вам часть.

Определенность во времени. Одна из важных составляющих формулирования цели – это определения срока её достижения. Например, решил молодой специалист стать кандидатом наук. Чтобы желание стало целью, ко всему прочему необходимо понимать – когда? До окончания аспирантуры, через 4 года, к 30 годам, – ответ может быть любой, но должен быть. Иначе вместо защиты диссертации будет бесконечный процесс её написания. 

Кроме того, постановка сроков во многом будут определять стратегию и тактику достижения цели. Если защититься по каким-то причинам необходимо через два года, а в дипломном проекте (диссертационных материалах и т.д.) ещё и конь не валялся, то нужно бросать всё, что можно, привлекать всех, кого можно, и работать, работать в этом направлении. Если впереди лет 5, и кое-что из материалов имеется, то можно не особенно напрягаться, работая в своё удовольствие.

Есть варианты целей, для которых имеет значение не срок исполнения, а период действия какого-то контролируемого фактора. Например, человек решил бросить курить. Может быть назначен срок – с понедельника. Но этого мало. Если не покурил день – это бросил или нет? А три дня? А установил себе срок – не курить полгода. И по истечении этого времени может сказать – я достиг цели, которую ставил. Я молодец. И продолжит воздерживаться от курения с чувством гордости за достигнутое. Иначе может получиться как в анекдоте: «Решил жить вечно, пока всё идёт по плану!».

Модель ГССП

Модель SMART прекрасно подходит для конкретизации цели. Кроме этого часто бывает важно уточнить отношение человека (или самого себя) к процессу её достижения. В этом случае можно обратиться к модели ГССП, предлагаемую Олегом Самольяновым. ГССП – это тоже аббревиатура (как и SMART), только русская, означающая следующее:

Готов

Согласен

Способен

Подходит

Рассмотрим более подробно.

Готов. Означает то, что человек в настоящий момент способен начать движение в выбранном направлении, т.е. к поставленной цели. Он в состоянии взять на себя повышенные обязательства, требующиеся для достижения выбранной цели. Одним словом, «Готов» означает то, что человек действительно готов добиться результата, а не просто поговорить о нём.

Согласен. Означает положительный эмоциональный настрой, некую энергетику на достижение цели. Это может быть только в том случае, когда у человека есть явно выраженная положительная мотивация на достижение данной цели. Человек чётко понимает, ЧТО он хочет (здесь модель SMART играет далеко не последнюю роль) и ЗАЧЕМ он это хочет. Кроме того, человек ЧУВСТВУЕТ, что это хочет.

Способен. Означает то, что человек обладает требуемой компетентностью для достижения цели. Важным является способность самостоятельно работать над достижением цели, учиться в процессе и находить новые решения там, где стандартные способы не работают.

Кроме того, учитывается степень влияния человека на возможность достижения цели, подконтрольность этого процесса. Это во многом похоже на проверку пункта «Реальность» модели SMART, и если данная работа проделана, то можно её не дублировать.

Подходит. Возможна ситуация, когда человек готов, согласен и способен достигнуть определённой цели, но… цель не оправдывает средства. Или результат (или процесс) так влияет на другие важные сферы жизни человека, что лучше ничего не менять. Например, можно значительно улучшить карьеру, но это так ударит по семейной жизни, что лучше остаться на прежней должности. Или поискать другие варианты…

Прокладывание маршрута к цели

Итак, Вы определили для себя конкретную цель и убедились в своей готовности и способности её достичь. Теперь пора задуматься о том, КАК Вы к ней пойдёте.

Варианты прокладывания маршрута

Если цель большая, требующая много сил и времени для достижения, то потребуется прокладывание маршрута. Что это даст?

Во-первых, возможность контролировать свой путь, т.к. когда идёшь долго, без надёжных ориентиров можно и сбиться с пути, в лучшем случае, просто сделать лишний крюк.

Во-вторых, возможность поддерживать свою мотивацию, желание и энергию для получения запланированного результата. Когда сил вложено много, времени прошло достаточно, а результата всё нет и нет, то и энергия, направляемая в эту сторону, незаметно начинает уменьшаться. В такой ситуации можно вообще потерять веру в успех. 

Маршрут можно проложить несколькими путями.

Вариант 1. Контроль пройденного расстояния.

Данный вариант хорошо применять в случае, когда имеется надёжно измеряемый критерий достижения цели. Например, хочет человек купить новую машину (дачу, мебельный гарнитур, квартиру…), и всё для этого есть (выбрал, всё продумал), осталось только определённую сумму за установленный им самим же срок поднакопить. Здесь всё понятно: делится временной отрезок от настоящего момента до намеченного срока на несколько временных интервалов (например, по месяцам), требуемая сумма делится на столько же интервалов, и ситуация накопления отслеживается – набирается ли требуемое число денежных знаков к запланированным датам или нет.

 Вариант 2. Контроль естественных промежуточных состояний.

Данный вариант целесообразно применять, когда измеряемый критерий достижения цели не в полной мере отражает ситуацию. Например, для покупки новой машины необходимо в какой-то момент продать старую. Это – промежуточная цель. А если ещё при этом денег нужно поднакопить, то получается комбинация двух вариантов.   

Вариант 3. Контроль назначенных промежуточных состояний.

Данный вариант отличается от предыдущего тем, что в процессе достижения цели отсутствуют естественные (объективные) промежуточные состояния (как, например, необходимость продажи старой машины), но, в то же время, сохраняется целесообразность их использования. В этом случае промежуточные состояния НАЗНАЧАЮТСЯ. Пример из области управления своими эмоциями: хочет человек перейти от гнева к радости. Как Вы понимаете, сразу это сделать затруднительно. А если назначить промежуточное состояние – спокойствие – то задача упрощается. От гнева человек идёт к спокойствию, дошёл – осознал, порадовался, что больше не злится, пошёл дальше к радости.

Можно ввести несколько промежуточных состояний. Причём, начиная как от начала пути, так и от его конечной точки. А можно от середины. Это как больше понравится. Можно дополнительно добавить шкалу (или шкалы), если удобно использовать измеряемый критерий достижения цели. 

Модель GROW

GROW – этоаббревиатура, означающая определённую технологию достижения целей, переводится как «РOCТ». Данная технология была разработана Джоном Уитмором, одним из основателей коучинга. Означает она следующее:

Goal

Цель

Reality

Возможности

Options

Варианты

Will 

Воля

Рассмотрим модель более подробно.

Цель. На первом этапе осуществляется постановка цели. Работа может начинаться с осознания общего направления деятельности или какой-то своей мечты, но затем цель всё более конкретизируется. Процесс продолжается до тех пор, пока цель не будет сформулирована в соответствии с моделью  SMART. Затем сформулированная цель проверяется на соответствие нашим ожиданиям и желаниям, например, по модели ГССП.

В результате прохождения данного этапа мы имеет правильно сформулированную цель и уверенность в том, что это действительно НАША ЦЕЛЬ.

Вот некоторые вопросы, которые помогут успешно пройти данный этап:

  • В каком направлении я хочу двигаться?
  • Какую мечту я хочу воплотить в жизнь?
  • Какова моя основная (долгосрочная) цель?
  • Что я хочу?
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли я этого хочу?
  • Действительно ли я ЭТОГО хочу?
  • Действительно ли Я этого хочу?

Возможности. На этом этапе проводится анализ существующей реальности для выявления как можно большего количества возможностей для достижения поставленной цели. Иногда возникает необходимость более детально изучить сложившуюся ситуацию, посмотреть на неё с разных точек зрения, получить для себя большую ясность.

В результате прохождения данного этапа мы получаем перечень возможностей для достижения цели, которыми располагаем на текущий момент. Некоторые были для нас очевидны с самого начала, некоторые обнаружились в процессе работы (что уже само по себе хороший результат). 

Вопросы к себе на данном этапе могут быть следующими:

  • В какой ситуации я сейчас нахожусь?
  • Каким образом будет выглядеть ситуация, если рассмотреть её с другой точки зрения?
  • Что может помочь мне в решении вопроса?
  • Какими ресурсами я располагаю на данный момент для достижения поставленной цели?
  • Какие ещё ресурсы могут быть полезными?
  • Какие ресурсы я обычно задействую в сходных ситуациях? Может ли что-нибудь из этого пригодиться сейчас?

Варианты. Подойдя к этому этапу, мы уже твёрдо знаем, что именно хотим и чем располагаем в настоящее время. Осталось выяснить, как это всё наилучшим образом взаимоувязать. К результату, как правило, может привести множество различных путей. Мы выбираем наилучший: более быстрый, более приятный, менее ресурсозатратный. Часто он оказывается скрытым от нас. Поэтому его надо поискать, следуя за вопросом: А как можно ещё?

Возможно, возникнет необходимость вернуться к предыдущему пункту и поискать те ресурсы, которые ещё недавно предполагались ненужными, но при вновь открытом пути достижении цели теперь очень даже пригодятся.

На данном этапе желательно детально (насколько это возможно) наметить план реализации выбранного варианта, т.е. проложить маршрут, как мы уже научились это делать.

На данном этапе можно воспользоваться следующими вопросами:

  • Как я собираюсь действовать?
  • Что еще я могу сделать?
  • Каким  путём ещё можно пойти?
  • Как я обычно действую в сходных ситуациях? Могут ли эти варианты пригодиться сейчас?
  • Какой вариант достижения цели мне нравится больше?

Воля. Итак, определена цель, найдены ресурсы, выбран путь. Дело осталось за малым – пройти по этому пути от начала и до конца. Для этого должна сохраняться энергия этого движения. А что такое в данном случае энергия? Это эмоции, подпитываемые желанием и мотивацией достижения цели. Как попутный ветер. Но бывает и так, что ветер стихает или вообще дует навстречу (другие дела, проблемы, желания). Что делать тогда? Тогда нужно собрать волю в кулак и продолжать путь, потому что мы уже решили, что достижение выбранной цели – это хорошо. Говоря образно, садимся на вёсла и гребём, когда ветра нет или он слабенький. 

Логично возникает вопрос – а нельзя ли «попросить» ветер чаще и дольше дуть в наши паруса? Ответ – можно! Называется это – усиление мотивации.

Подумайте над тем, что ещё принесёт Вам достижение Вашей цели? Если в мире (и в Вашей жизни в том числе) всё взаимосвязано, то улучшение чего-то важного обычно улучшает и ещё что-то.

А после этого представьте себя в том прекрасном недалёком будущем, когда Вы уже достигли своей цели:

  • Как Вы выглядите?
  • Что Вас окружает?
  • Какие звуки Вы слышите?
  • Что чувствуете?
  • Что думаете?
  • Как Вам от всего этого?

После того, как Вы всё это представите и надо всем этим подумаете, желание достигнуть задуманного результата возрастёт, ветер наполнит Ваши паруса, и Вы поплывёте к цели. Когда ветер будет стихать, Вы, как настоящий заклинатель стихии, опять обратитесь к себе и представите, как Вам будет хорошо, когда приплывёте к этой цели, и ветер вновь вернётся. А не вернётся – вёсла рядом, гребите.

Ещё один важный момент данного этапа – отплытие. Нужно наметить точное время и Ваше первое действие, что будет олицетворять начало путешествия к цели.

Счастливого Вам Пути к Своим Целям!

Курс "Основы коучинга" начинается 4 июня 2015 года.

Запись по телефону: 8-926-361-57-15, Шпилева Мария

 
Автор статьи: Воробьев Андрей Викторович